Замена качественных систем дешевыми с постановкой во главу угла цены единицы изделия, а не его потребительских характеристик, привели к возникновению целого ряда негативных последствий.
Чем грозит ценовая конкуренция на рынке опалубки?
- Возрастает стоимость строительства.
Часть производителей целенаправленно сокращает затраты на практически все компоненты опалубочных конструкций: снижают вес элементов, их несущую способность, показатели оборачиваемости.
Вместе с тем, вдумчивые расчеты показывают, что мнимое «удешевление» опалубки перекрытий и стен повышает общую стоимость строительства: для использования опалубки с меньшей несущей способностью требуется больше стоек, усиливающих элементов и оборудования для установки, что также приводит к росту затрат на монтаж и логистику. - Замедляются темпы развития технологий монолитного строительства.
Острая ценовая конкуренция со значительным удешевлением опалубки сокращает спрос на качественную и технологичную продукцию. В итоге такое оборудование закупают только застройщики, возводящие крупные объекты спецназначения — энергетические и нефтеперерабатывающие предприятия, мосты и т.п.
Однако доля такого строительства на отечественном рынке сравнительно невелика, следовательно, добросовестные изготовители качественной опалубки вынужденно снижают объемы производства и теряют доходы, которые могли бы инвестировать в развитие собственной производственной базы и современных опалубочных технологий в целом. - Снижается прибыльность бизнеса производителей дешевой опалубки.
Постоянная «битва цен» напоминает замкнутый круг. Появление новых игроков, предлагающих все более дешевую продукцию, не позволяет никому из подобных производителей занять устойчивые позиции на рынке. При этом качество продукта страдает все больше и больше. - Производство монолитных работ технологически деградирует, снижая конкурентоспособность как строительных организаций, так и отечественных производителей опалубки.
Сложившаяся ситуация ухудшает и без того непростые условия интеграции в мировую экономику. Инновации и технологичность позволяют зарубежным производителям успешно выигрывать на своих рынках. Когда изменятся условия работы иностранных компаний на внутреннем российском рынке, они смогут конкурировать с отечественными производителями по стоимости. При этом в очередной раз проиграют местные поставщики, не готовые предложить потребителям продукт, качество которого сопоставимо с импортным.
Где же выход?
Во избежание подобных перспектив важно предпринять ряд шагов, обеспечивающих экономическую поддержку производителей и позволяющих повысить качество опалубочных систем:
- Реализовать пакет регуляторных мероприятий, ввести отраслевые стандарты и регламенты, предъявляющие строгие требования к технико-эксплуатационным характеристикам опалубки;
- Обеспечить контроль за соблюдением предложенных стандартов со стороны добросовестных производителей;
- Разработать систему льгот на модернизацию оборудования с закупкой передовой металлообрабатывающей техники и внедрением инновационных технологий, позволяющими улучшить качество продукции без роста ее себестоимости.